Авторская керамика. Проект «Архаика»

Название и тема моей работы «Архаика».

Анастасия Орешко (1)

Это объемнопространственная композиция, которая может экспонироваться в жилых интерьерах, зимних садах, общественных помещениях и т.д. Эта тема заинтересовала меня не случайно. Многие художники обращаются к изучению древних культур, черпают вдохновение в прошлом. «Без прошлого нет будущего».  Просматривая книги, собирая аналоги, посещая музеи, я пыталась понять, что же меня так привлекает в древности. По моему мнению, дошедшие до нас вещи, живут собственной жизнью, от них идет энергия, вложенная когда-то мастером. Общая идея моей композиции, это мое видение древности и отношение к ней. Я хотела создать ощущение таинства дошедшего до нас из глубины веков.

При изучении аналогов, меня привлекла данная тема из-за некоторой ограниченности используемых материалов и огромных возможностей огня как декора.  Мне близка лаконичность архаичной формы и естественные следы огня и дыма. В своей работе я использовала материалы и приемы, которые были доступны древнему человеку – только вода, глина и огонь. Хотелось сделать акцент именно на этом.

Древняя керамика очень проста по формообразованию. Она несла в основном утилитарную функцию, была практична и удобна. В этой простоте и естественности, наверно и кроется повышенный интерес к древности современного человека, постоянно куда-то бегущего.

В своей работе я пыталась пройти путь от приготовления глины, ангоба, резерва и обжига до реализации своей композиции. Все этапы изготовления я осуществляла сама. Приемы и техники для выполнения данной задачи, я выбирала согласно моей теме – лепка жгутом, формирование на гончарном круге, покрытие ангобом, лощение и вощение. Особое внимание уделяла технике дымления – как основному приему декорирования.

Во время обжига керамики в костре, человек становиться участником действа и соавтором. Здесь происходит взаимодействие стихий – огня, воздуха, земли. Следы огня на керамике притягивают, они произвольны, и очень сложно угадать результат.  В своей работе я пыталась предугадать и создавать определенный рисунок пятна. У меня это получалось, хотя и в этом есть доля случайности.  В процессе я многое поняла и открыла для себя. В процессе обжига своих изделий я могла контролировать некоторое моменты декора, добиваться нужного контраста за счет покрытие резервом. Я не могу сказать, что я  познала и освоила до конца технологию дымления, но я старалась и получила ожидаемый результат, оправдала свои надежды. Я получила огромное удовольствие от процесса создания моей композиции.

Изготовление:

Выбрав, в качестве основного способа декорирования своих изделий, технику дымления, я понимала, что большое значение будет играть керамическая масса, из которой они будут выполнены.

Я ознакомилась с литературой по этой теме («Smoke tired potterx», «Jane Perryman», «Raku», «John Mathieson») где говориться, что для данных техник необходима керамическая масса, которая устойчива к «термошоку», из-за того, что эта техника подразумевает использование открытого огня. Приготовить такую массу возможно, практически, из любой глины, добавляя в нее 10-30% шамота, песка или обожженного каолина. Эти добавки создают устойчивость к «термошоку» и увеличивают пористость, которая необходима тля техники дымления.

Для своей  работы я приготовила массу, состоящую из 75% беложгущейся глины и 25% шамота. Способ формообразования смешанный – гончарный, гончарный с долепом жгутом, набор жгутом.

Проделав ряд пробников, я пришла к выводу, что поверхность изделий должна быть хорошо обработана. Это включает в себя покрытие ангобам (терра сигиллата) и лощение. К тому же лощеная поверхность активней взаимодействует с огнем и дымом, рисунок получается четче и активней. Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным.

Я использовала несколько покрывных ангобов: из беложгущейся и красножгущейся глины. Глину для ангобов я заливала водой, давала ей набухнуть, затем размешивала при помощи дрели до однородного состояния, процеживала через сито, избавляясь от не нужных крупных включений. Приготовленный раствор, доведенный до консистенции жидких сливок, оставляла отстаиваться на несколько суток. За это время глина отстаивалась и расслаивалась, верхний слой воды  аккуратно сливала и использовала верхнюю треть раствора. Эту наиболее мелкую фракцию глины  выпаривала до необходимой густоты, и дальше использовала в качестве покрывного ангоба. Для беложгущейся глины я добавляла не большое количество каолина для большей белизны ангоба. Как только, я добилась нужной толщины  слоя ангоба и влага впиталась в основу,  полировала поверхность с помощью пластикового мешка  обернутого вокруг пальцев, в результате чего слой начинает блестеть

.opex (1) opex (6) opex (68) opex (79)

IMG_7152 DSC04272

Дальше изделия высушивались и обжигались на утиль в электропечи на 980-1000С. Выше не желательно, черепок должен быть пористый для лучшего проникновения в него дыма.

opex (5) opex (37) opex (40) opex (41) opex (82)

Покрытие изделия резервом:

Это следующий этап подготовки изделий к дымлению. Изделие покрывается частично или полностью глиняным слоем, тонким ангобом или резервом, в зависимости от того какого эффекта необходимо достичь.

Глина пропускает больше дыма (особенно шамотная), черепок под ней может получиться серым.

Тонкий ангоб практически полностью защищает черепок от воздействия  дыма. При высыхании на изделии, ангоб садится, и появляются трещины, напоминающие цек, в которые при обжиге в костре въедается дым. Если ангоб нанесен тонким слоем, «цек» получается мелким. Если ангоб нанесен толстым слоем, «цек» получается крупным.

opex (31)_1 opex (32)

Можно использовать резерв без усадки, тогда останется чистая поверхность без цека и дыма. Резерв без усадки состоит из каолина и кварцевого песка 1:1

Там где изделие не покрыто резервом, дым будет проявляться наиболее активно и эти участки вероятнее всего будут черными.

opex (34) opex (35) opex (36) кер

Обжиг:

Я пробовала обжигать несколькими способами: в бочке, в яме на даче и дымила в выложенной из кирпичей емкости.

Дымление проходит в диапазоне температур примерно 400-800С. В этом интервале происходит выгорание углерода. В зависимости от температуры можно получить растяжку от серого до черного. Основная проблема обжига- это контроль температуры, т.к. обжиг проходит в открытом огне.

В бочке: Обжиг проводиться в емкости, в нашем случае в бочке обложенной внутри огнеупорными кольцами, для лучшего сохранения температуры. В дне бочки есть отверстия для доступа кислорода, внутри сетка 20 см. от дна. Сначала внутри разводиться огонь, емкость прогревается. Образовавшиеся угли закрываются плоскими досками, так чтобы на них можно было поставить изделие. Это делается, чтобы не было резкого перепада температур, и край изделия не треснул. Изделие, предварительно покрывается резервом и заворачивается в бумагу. Бочка плотно закрывается, чтобы бумага не вспыхнула, и изделие равномерно прогрелось. Потом в бочке вокруг изделия равномерно мелкими щепками разводится костер и поддерживается, пока черепок не станет краснеть. Затем бочка плотно закрывается на 15 мин и снимается с кирпичей, присыпается землей  дно. Затем изделие вынимается щипцами и устанавливается на деревянную поверхность. Остывает.

opex (8) opex (9)opex (25) opex (27)

opex (19) opex (14)

В яме: Обжиг  я проводила на даче. Мы выкопали яму 0,5м глубиной. На дне ямы развели костер, чтобы получить угли и прогреть яму. Пока костер прогорел, я покрывала вазы резервом. Изнутри изделия наполняются мелкими ветками и сухой травой. Можно также внутрь больших изделий положить маленькие. Вазы обернула бумагой. На прогоревшие теплые угли укладывала плоские доски и на них дном к верху устанавливала вазы. Затем вокруг изделия равномерно мелкими щепками разводится костер и поддерживается некоторое время. Если температура поднимается слишком быстро, то изделия потрещат, что у нас и произошло. Я не старалась скрыть места склейки, а наоборот выявила их, при этом появилась своеобразная графика. Уцелели низкие вещи и те, которые были внутри больших изделий. Желательно чтоб во время обжига не было ветра, чтобы он не сбивал пламя. Огонь должен полностью охватывать изделия. Потом яма накрывается листом железа и остывает. Изделие вынимается щипцами. В яме получаются более яркие эффекты.

DSC01469 DSC01476DSC01471DSC04323_1 DSC04314_1 DSC04310_1 DSC04309_1 DSC04307DSC04326_1 DSC04324_1 DSC01487 DSC01489 DSC04332

Изделие, после того как остынет, отмывается от остатков резерва мелкой наждачной бумагой. Сушится. Полируется воском для придания блеска. 

Практически всегда мы используем готовые глазури, массы, обжиги в печах. Я прошла весь путь изготовления моего диплома — от вдохновившей меня идеи до воплощения ее  в материале. Готовила сама массу, ангобы, резервы и обжигала. Я получила огромное удовольствие от процесса изготовления моего проекта и уникальный опыт.

Автор: Анастасия Орешко.

Руководитель: Дмитрий Ильинский.